Независимое исследование белорусского рынка фулфилмента проводилось компанией LOGCONSULT впервые. Анализировалась информация государственных органов, а также информация, содержащаяся на официальных сайтах логистических центров, фулфилмент-операторов, служб экспресс-доставки и предоставленная операторами услуг фулфилмента.
Как отмечается в исследовании «Рынок фулфилмента в Республике Беларусь 2020» многие белорусские интернет-магазины никогда не слышали об услугах фулфилмента. Им непонятно – что искать, куда смотреть, у кого спрашивать. В особенности это касается небольших и только начинающих игроков рынка e-commerce. Иногда путают курьерские и фулфилмент-услуги. Для интернет-магазина сначала необходимо понять, что именно требуется: найти партнера по доставке или партнера по управлению товаром на складе и его обработкой с последующей доставкой.
Фулфилмент (от англ. fulfillment) – это комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента передачи его курьерской службе для доставки. В последнее время и сам процесс доставки стали включать в фулфилмент. Хотя ранее по определению фулфилмент не занимался доставкой самостоятельно, как правило это делали партнеры (курьерские службы). Все чаще фулфилмент, доставка и принятие наложенных платежей, оказывается одной компанией – фулфилмент-оператором.
Большинство игроков на рынок фулфилмента приходит из смежных отраслей: складские операторы, логистические центры (3PL-провайдеры), дистрибьюторы, экспресс-перевозчики и курьерские службы, интернет-магазины, ритейлеры, дистрибьюторы и маркеплейсы.
Белорусский рынок фулфилмента довольно молодой и формирующийся. Развитие рынка фулфилмента происходит достаточно медленно, игроков не много, опыт небольшой, конкуренция слабая, тарификация запутанная, с законодательством есть проблемы.
Как отмечается в отчете «Рынок фулфилмента в Республике Беларусь 2020» на белорусском рынке фулфилмента присутствуют как минимум 8 игроков: 4 – логистических центра (3PL-оператора), оказывающих фулфилмент-услуги и 4 фулфилмент-оператора. Такое небольшое количество игроков говорит о крайне незрелом состоянии рынка фулфилмента, слабой осведомленности интернет-магазинов о фулфилменте, а также законодательных вопросах в развитии данной услуги в Беларуси. В силу сосредоточения основных грузопотоков в Минске, компактности территории и хорошего автомобильного сообщения, практически отсутствует региональный рынок услуг фулфилмента (в областных городах).
Авторы исследования отмечают, что потенциал выхода на рынок фулфилмента имеют еще как минимум еще 15 игроков, из них 7 – работают с сфере экспресс-доставки и еще 8 – в сфере ритейла и e-commerce.
По оценкам LOGCONSULT реально выйти в фулфилмент в 2020-2021 гг. могут 7 игроков, в основном это крупные операторы экспресс-доставки и 3PL-операторы. Однако их бизнес-модель больше связана с развитием в нише доставки или 3PL-услуг чем в фулфилменте. Скорее всего в фулфилмент будут заходить российские фулфилмент-операторы, в т.ч. представленные на белорусском рынке экспресс-доставки. Кроме того, по мнению LOGCONSULT, услуги фулфилмента являются низкомаржинальными, что является сдерживающим фактором прихода в эту сферу новых игроков из смежных сфер бизнеса. Только при высокой степени консолидации заказов, данный бизнес может давать высокий добавочный продукт.
Цель исследования, показать кто присутствует на рынке фулфилмента, какие услуги оказывает, какие существуют препятствия для развития это сегмента (в т.ч. на законодательном уровне), как выбрать фулфилмент-оператора и на что обратить внимание начиная сотрудничество с фулфилмент-центром. А также авторы исследования ставят цель популяризации услуг фулфилмента. Отчет включает реестр фулфилмент-операторов и логистических центров, оказывающих услуги фулфилмента, сравнение тарифов, оценку угроз и перспектив развития рынка фулфилмента в Беларуси, а также общую характеристику фулфилмент-операторов и компаний, оказывающих услуги фулфилмента.
Отчет предназначен как для действующих игроков фулфилмента (фулфилмент-операторов, логистических центров, оказывающих услуги фулфилмента), так и компаний из смежных отраслей (служб экспресс-доставки, курьерских служб, 3PL-операторов, e-commerce), планирующих выходить на этот рынок, а также для потребителей услуг фулфилмента, как действующих интернет-магазинов, так и компаний, планирующих развивать интернет-канал продаж. Отчет будет интересен для бизнес-аналитиков, консалтинговых агентств, инвестиционных компаний и всех заинтересованных в качественном срезе рынка фулфилмента в Республике Беларусь.
К сожалению многие компании, работая на рынке экспресс-доставки или фулфилмента не знают своих конкурентов, их сильные и слабые стороны, возможности, а также перспективы основных игроков. Первые отчеты уже отправлены белорусским партнерам Яндекс.Доставки, а также российскому фулфилмент-оператору, который в мае вышел на белорусский рынок фулфилмента, – отмечает директор компании LOGCONSULT Дмитрий Курочкин.
Вас заинтересовала информация по рынку фулфилмента в Беларуси? Напишите нам, и вы получите 40-страничный отчет: info@logconsult.by.